Врождённые и непреодолимые недостатки любых социальных рейтингов

«Родовые» недостатки социальных рейтинговых систем:

1. Любая рейтинговая система со временем «подстраивает» всех затронутых ею субъектов под свою меру. А именно: каждый субъект, которому присвоен значимый рейтинг будет стремиться к его увеличению. Таким образом, будучи распространённой на всё общество, со временем, рейтинговая система подменит собой культуру, этику и принципы человеческой порядочности.

2. Любая электронная рейтинговая система общественного одобрения отражает текущий срез настроений общества и не обладает прогностическими функциями. Между тем, все, принимаемые человеком решения имеют отложенный во времени эффект, который часто кардинально меняет общественные настроения. Однако и на момент принятия решения человек, который его принял, сделав собственный прогноз, и общество, оценивающее его (решения) видимые проявления не находятся в равных условиях, так как обладают различной информированностью относительно оснований принятия решения.

3. Разрыв в информированности принимающего решение человека и оценивающего решение общества непреодолим, так как, даже при полной доступности информации, на основании которой принимается решение, для общества, лишь единицы смогут переработать и оценить её так же, как человек принимающий решение. Т.е., важна как сама информация, так и вопросы, которые мы формулируем к ней, как мы её обрабатываем и какой прогноз делаем. Все эти аспекты строго индивидуальны, именно этими различиями и определяется возможность человека выполнять ту или иную работу. Охотник, посмотрев на траву, увидит косвенные следы пребывания добычи, лекарь увидит лекарства от недугов, тогда как для основной массы населения трава останется травой.

Так как эти недостатки электронных рейтинговых систем являются врождёнными и непреодолимыми, а также, считая, что эти недостатки достаточно очевидны и, практически наверняка видны разработчикам общественных рейтинговых систем, считаю, что попытки широко внедрить социальные рейтинги являются злонамеренным умыслом их создателей с целью получения личной или корпоративной выгоды.

Социальные рейтинговые системы могут обладать лишь совещательной или информационной функцией. С соответствующим (не очень высоким) коэффициентом важности.

Ещё важный аспект. В современном общественном дискурсе обычно рассматривается два типа социальных рейтингов:

1. Рейтинг всех членов социума, критерии которого, задаёт власть и, соответственно этому рейтингу распределяет некие блага (как в Китае)

2. Рейтинг самой власти, который создаёт общество и оценивает принимаемые властью решения, соответственно этому рейтингу даруя власти своё доверие (как предлагают сторонники электронного народовластия).

По факту же и тот и другой рейтинги, попадут под влияние своих врождённых недостатков, создавая и у власти и у общества лишь иллюзию контроля, настоящий же контроль отдав "владельцу рейтинга" - он же "владелец виртуального мира".


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded